Практический маркетинг (Глава 1-5)
В этом простом различии заключено много путаницы. В то время как глобальный подход распространен в Великобритании, модель добавленной стоимости завоевала признание в США; каждая из противоборствующих сторон может привести массу доводов в защиту своих взглядов. Как правило, продукт существует до того, как его промаркировали. Сначала была корова, а по-том клеймо на корове. Осознание того, что продукт – самая существенная часть пакета, предла-гаемого потребителю, привело к изменению названия профессии менеджера по производству и реализации продукции. Можно считать, что пристрастие к какому-то из этих определений – дело вкуса, но адепты второго воззрения заключили себя в запутанный клубок, в котором прослежи-вается определенная логика.
Например, приверженность к концепции добавленной стоимости привела к тому, что бри-танские банки относятся к марке и маркетингу, как к сферам деятельности, которые совершенно отличны от опыта клиентов, пользующихся их услугами. Рекламные фантазии, касающиеся бан-ковских услуг и абсолютно противоречащие опыту потребителей, принесли больше вреда, чем пользы, о чем и предупреждал епископ Дж. Беркли.
В большинстве случаев потребители не проводят черту между продуктом и добавленной стоимостью. Разве вы, останавливаясь перед прилавком, чтобы купить Coca-Cola, задумываетесь о том, что заключенная в ней добавленная стоимость важна для вас именно этим утром? Вы про-сто покупаете прохладительный напиток. Да, черт возьми, рука за подаваемой продавцом бутыл-кой уже протянута. В другом случае, если, например, речь идет о приобретении автомобиля, по-купка осуществляется после длительных размышлений, но потребитель все еще может не разли-чать продукт и добавленную к нему стоимость. Заведомо обречена на провал попытка отделить «настоящее» качество, связанное с характеристиками продукта, от «воспринимаемых» качеств добавленной стоимости. Человеческий мозг невозможно аккуратно разделить на левое полуша-рие (рациональное) и правое (эмоциональное). Целостные люди покупают целостные марки.