Практический маркетинг (Глава 1-5)
Можно спорить о том, начинается ли маркетинг с рекламы или нет, но буква ударного слога в слове ре-клА-ма говорит сама за себя. Да разве мы имели бы возможность рассуждать на эту тему, если бы в свое время Ева не клюнула на рекламу яблок?
Необходимость рекламы
Массовый маркетинг начинается с рекламы. Хотя реклама родилась одновременно с чело-веком, в Великобритании профессия рекламиста (покупка свободных площадей в газетах и жур-налах) стала достаточно доходным делом, настолько выгодным, что государство в 1797г. обло-жило его налогами. В 1848г. в Англии налоговыми службами было зарегистрировано 1,9 млн рекламных объявлений против 1,5 млн в 1800 г. Очевидно, что многие рекламодатели уклони-лись от уплаты налогов. Первое официальное рекламное агентство было организовано Уильямом Тейлором в 1786 г., а в 1886 г. в государственном реестре числилось уже 300 агентств. Комиссионные, которые взимали средства пока еще не массовой информации, обычно никогда не соответствовали законодательно установленным 10 %. Уже тогда возникла проблема скидок при размещении рекламных объявлений. Агентства, предоставляющие только рекламное пространство (аналог современных рекламных служб при СМИ), частенько удерживали в свою пользу только 2,5 %, а на остальную сумму объявляли скидки. Такую демпинговую политику резко критиковали рекламные агентства, предоставлявшие полный спектр услуг, такие как Charles Barker, Mathew and Crowther и E. H. Benson, полагавшие, что скидки – это преступление.
В США основоположником рекламного дела в его современном понимании считают Ф. В, Айера, который в 1880-х гг. занимался изготовлением рекламных плакатов, оформлением офи-сов и давал консультации по размещению рекламы. Он же организовал первое в Америке рек-ламное агентство «H. В. Айер и Сын». Имя отца-основоположника в названии агентства появилось в связи с тем, что достойный сын считал – его родитель обладает безупречной деловой репутацией. Несколько лет спустя Ф. В. Айер установил, что его агентство работает за комиссионные в размере 15 % от объявленых расценок на рекламное пространство.