Эмпирический маркетинг (часть 2)
Ценности соответствуют неким идеальным состояниям, и люди подсознательно классифициру-ют их по степени приоритетности.
Израильский психолог, признанный специалист в области духовных ценностей Шалом Шварц вы-деляет десять типов ценностей, которые считает универсальными. Наличие этих ценностей было проверено на 200 респондентских выборках, проведенных в более чем 60 странах мира и состоящих в общей сложности из 100 тысяч респондентов. Удивительно, что до сих пор маркетологи не уделили модели ценностей Шварца должного внимания.
Профессор Шварц часто представляет выделяемые им десять ценностей в виде круговой схемы, от-мечая при этом, что следование одним ценностям может сочетаться или конфликтовать с другими цен-ностями в зависимости от степени их удаленности друг от друга. Модель Шварца может использоваться повсеместно, помогая маркетологам убедиться в том, что кампаниями соотнесения проповедуются совместимые, а не взаимоисключающие ценности.
Для демонстрации межкультурных различий часто применяют противопоставление концепций ин-дивидуализма и коллективизма. С этих позиций характерными чертами представителей таких индиви-дуалистических обществ, как, например, американское, считаются опора на собственные силы, стрем-ление к личному успеху, приоритет индивидуальных целей, что является следствием особенностей присущей таким обществам религии, философии и процесса исторического развития. Представители же коллективистских обществ (в частности, многих азиатских) определяют себя как членов той или иной группы, подчиняющих личные интересы групповым, проявляют стойкую привязанность и преданность по отношению к группе.
Господствующей идеологией индивидуализма или коллективизма в существенной степени опреде-ляется самовосприятие людей (самостоятельность или чувство взаимозависимости), их цели (ориента-ция на личные или общественные цели), сознание (акцент на потребности и права или обязанности и долг) и оценки (рациональный анализ отношений или изначальное стремление к сохранению и разви-тию отношений).