Эмпирический маркетинг (часть 2)
Что же касается действия, то примечательно, что изна-чально внешние нормы могут со временем превращаться во «внутренние», то есть сознательно прини-маться человеком как «правильные» и уже не восприниматься как давление извне или ожидание со стороны окружающих.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЛЮДЬМИ
Помимо физических переживаний существуют переживания, связанные со взаимодействием с дру-гими людьми. Взаимодействие не возникает в социальном вакууме. Поведение людей зависит не только от собственных исходных представлений, отношений или намерений, но и от представлений, присущих членам референтных групп, и от действующих социальных норм (см. схему). Все это мы еще обсудим более подробно в главе, посвященной маркетингу соотнесения.
Теория осмысленного действия
Здесь же я хотел бы привлечь ваше внимание к средствам и условиям взаимодействия, поскольку этот вопрос тесно связан с физическим и социальным поведением субъектов взаимодействия. Понятие средства взаимодействия имеет прямое отношение, в частности, к формированию опыта в процессе прохождения учебного курса. Один из моих бывших аспирантов, соискатель степени магистра делового администрирования Кристин Бреусс, ответственный сегодня за корпоративный тренинг в инвестиционной компании «Goldman Sacks», сказал мне как-то, что эмпирические переживания являются ключевым фактором формирования необходимой атмосферы процесса обучения и должного имиджа «Goldman Sacks» среди его работников. Таким образом, для того чтобы оптимизировать восприятие и взаимодействие, необходимо соответствующим образом организовать физическую среду. Руководствуясь этим принципом, Джим Туохи, директор по питанию в «Arden House», конференц-центре, расположенном в северной части штата Нью-Йорк, в котором мне часто приходится читать лекции по программе менеджмента Колумбийской школы бизнеса, уделяет особое внимание созданию благоприятной среды взаимодействия между иностранными участниками различных собраний. В частности, Джим умело планирует меню общих застолий, поочередно обращаясь к кухне тех стран, откуда прибыли гости Центра, предоставляя им тем самым естественный повод и средство для более близкого знакомства и непринужденного общения.