Эмпирический маркетинг (часть 2)
На рекламе продукт изображен в паре с белой розой. Рекламным текстом потребителю предлагают «ощутить переживания от беспрецедентной эффективности «Blanc Expert», революционного по характеру своего действия отбеливающего препарата» и обещают очевидные результаты его магического действия уже через двенадцать дней после начала использования.
В нашумевшем фильме Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» используются приемы самых передовых кинематографических технологий для формирования у зрителей осязаемого опыта пребывания в гуще событий. Первые двадцать восемь минут на экране разворачивается впечатляющая в своем натурализме и бескомпромиссности панорама высадки союзников в Нормандии во время Второй мировой войны. «Я приглашаю аудиторию приобрести физический опыт, с тем чтобы люди сегодняшнего дня испытали хотя бы нечто подобное тому, что пришлось испытать этим парням», - говорит Спилберг.
Физические действия
Что касается физических действий, то и тут нам стоит обратиться к Азии. Последователи древнего китайского искусства цигун считают, что определенные виды физических действий способны формировать конкретные состояния сознания и эмпирические переживания. К примеру, при выполнении основанного на цигун комплекса упражнений тай-цзи человек описывает перед собой руками полукруг, воображаемая плоскость которого располагается под определенным углом к телу, и при этом якобы достигается состояние расслабленного сознания. Но действительно ли это так?
Немецкий психолог Дженс Фёрстер решил проверить правильность утверждений последователей цигун путем исследования возможностей невербального поведения в формировании отношения тех, кто такое поведение демонстрирует, к тем или иным внешним явлениям. Типичный эксперимент Фёрстера состоял в следующем. Под неким наукообразным предлогом участникам предлагалось кивать или качать головой в зависимости от того, какой именно раздражитель предлагался их вниманию. Когда позже людей просили оценить по шкале предпочтений каждый из раздражителей, оказывалось, что им нравились те раздражители, при виде которых им приходилось кивать, и не нравились те, которые они встречали поворотами головы из стороны в сторону.