Эмпирический маркетинг (часть 2)
Погружается ли покупатель в тщательный и серьезный анализ либо удовлетворяется эвристическим подходом, в любом случае речь идет о конвергентном мышлении.
Впрочем, переизбыток конвергентного мышления имеет свои отрицательные стороны. Гетевский Фауст, хрестоматийный пример разочаровавшегося интеллектуала, живущего в башне из слоновой ко-сти и лишенный опыта реальной жизни, всем своим существом стремится обрести жизненный опыт. Конвергентное, аналитическое мышление способно таким образом приукрашивать реальные пережива-ния. С другой стороны, люди, которых просят чет ко объяснить, за что они так любят пиццу, в результате теряют к ней прежний интерес.
Другая опасность заключается в превращении клиентов из субъектов переживаний в алчных ску-пердяев или охотников за дополнительными благами, предоставляемыми в рамках программ по поощ-рению постоянных клиентов. В августе 1997 года после того, как я в течение ряда лет проводил в отелях «Shangri-La» в Китае и государствах Азиатско-Тихоокеанского региона в общей сложности по три месяца в году, администрация «Shangri-La Hotels and Resorts» сделала меня «почетным членом» их программы стимулирования клиентуры, именуемой «Золотой круг». Я был польщен и приятно взволнован, поскольку в глянцевой брошюре программы мне обещался целый набор ощутимых привилегий. Главное, что после двадцати пяти пребываний (но не простых остановок на одну ночь) в течение одного года в отелях «Shangri-La» меня должны были возвести в высший ранг «элитного члена» клуба постоянных клиентов гостиничной сети. Любопытно, но перед лицом такой перспективы отели «Shangri-La» как-то незаметно перестали быть для меня брэндом ощущений или чувств и превратились в брэнд конвергентных размышлений. Вот я и начал размышлять и подсчитывать. К январю 1998 года у меня набралось уже двадцать пребываний, и я (просто, чтобы лишний раз убедиться в верности выбранного пути) позвонил в офис «Золотого круга» в Гонконге. Выяснилось, что далеко не все мои пребывания в отелях были должным образом зарегистрированы.