Эмпирический маркетинг (часть 2)
Я был в бешенстве! Я чувствовал себя ограбленным до последнего цента. Радость от визитов в столь любимые мною отели в течение почти целого года была омрачена погоней за призовыми очками. Я уже не говорю о последствиях того злополучного звонка.
Дивергентное мышление
Со своей стороны, ассоциативное, дивергентное мышление отличается большей внутренней свобо-дой и нередко приносит более приятные плоды. Оно характеризуется тем, что психологи называют бег-лостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способно-стью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать не-тривиальные идеи).
Дивергентное мышление проявляется в ходе мозговых атак, участников которых призывают мыс-лить свободно и воздерживаться от каких бы то ни было оценок. Этот же тип мышления характерен для периодов сна, когда наше аналитическое «я» отдыхает.
В описанной выше кампании, развернутой «Apple Computer», особое внимание уделялось именно дивергентному мышлению людей за счет использования волнующих образов незаурядных, революци-онных личностей эпохи, воспоминания о которых должны были незаметно перевести мысли на неза-урядность и революционность продуктов самой компании.
При неумелом обращении дивергентное мышление, как и конвергентное, может иметь не совсем те последствия, на которые рассчитывалось. Дивергентное мышление не возникает на пустом месте, а опирается на уже имеющиеся знания. Потому маркетологам не стоит демонстрировать чрезмерную эру-дированность (или просто обращаться к дивергентному мышлению), если потребители не располагают достаточным объемом знаний в данной области. Более того, следует учитывать характер уже имеюще-гося знания. Так, чтобы понять инновационную ценность цифровой камеры, знания по традиционной фототехнике могут оказаться не преимуществом, а помехой.
Знание же компьютерной техники, напротив, упростит дело, поскольку более правильным будет представлять цифровую камеру в виде сканера, а не фотоаппарата.