Практический маркетинг (Глава 25-30)
Менее удачливые компании никогда не признают, что кто-то мог оказаться умнее их.
В какой-то момент жизни гадкого утенка, особенно если он входит не в тот «пруд», благо-разумно опустить занавес. Любой разумный человек понимает, что утенку, плавающему в одном пруду с лебедем Unilever, не суждено превратиться в еще одну гордую птицу. Конкурентная борьба потому и борьба, что «взрослый» сделает все от него зависящее, чтобы как можно быстрее выбросить утенка из пруда. Но и против лома находятся приемы. В описываемой ситуации ком-пании чаще всего используют технику мгновенной имитации. Когда компания Procter & Gamble после шестилетней подготовки выпустила в Германии стиральный порошок Vizir, компания Henkel, ее основной конкурент, спустя несколько дней выпустила новый Liz.
Конкуренция побуждает компании делать шаги, на которые они не решились бы в спокой-ной обстановке. Действительно ли компания поднимает шумиху вокруг выпуска нового товара для того, чтобы произвести впечатление на потребителя или торговца? Или она хочет доказать свое благородное происхождение? Эквивалентно ли стремление сделать сенсацию из банальной раздачи сигарет по всему миру, или ее главное предназначение – запугивание конкурентов?
Корни успеха многих крупных марок в ошибках, которые они совершали.
Компании не в состоянии «выращивать» новые марки в отдаленных «прудах», «малыши» требуют постоянной заботы и внимания. Новые марки нуждаются в физической и моральной поддержке руководства компании и родственных марок. В этом присутствует определенная ком-мерческая логика: невыгодно по примеру спартанцев оставлять детей в скалах. Возможно, те, кто выживал, действительно становились сильными и выносливыми воинами, но скольких спар-танцы не досчитались?
В сказке утенок попал не в тот пруд чисто случайно. Многие крупные марки добились успеха через ошибки, которые они совершали, как и все мы. Как же выделить будущего лебедя, глядя на плавающих в пруду утят? Сложно, но отнюдь не невозможно. Гадкий утенок:
• проявляет повышенную активность;
• пытается продемонстрировать свои потенциальные достоинства;
• неуклюж и некоторым образом не вписывается в окружающую среду.