Практический маркетинг (Глава 25-30)


Хорошие специалисты по исследованию рынка безусловно помогут вам лучше понять по-купателей и потребителей. Опасность поджидает совсем с другой стороны: их индивидуальный подход к рынку основывается на определенной парадигме. Многие исследователи закончили университеты или пришли в бизнес из академической науки. Кто-то раньше занимался статисти-кой, другой работал психологом, третий разрабатывал экономические модели – и каждый из них воспринимает рынок через призму своего образования и опыта. С их точки зрения политика це-нообразования компании должна соответствовать некоей модели. Но эти модели – полезные иг-рушки и не более того. Вы должны будете либо отставить их в сторону, либо использовать в сво-их интересах. Но игрушка, предложенная вам посторонними людьми, вряд ли принесет какую-то дополнительную пользу по сравнению с моделями, ежедневно предлагаемыми командой, рабо-тающей в компании.
Необходимость достоверных источников информации – часть глобальной проблемы использования исследований в качестве оружия в политической борьбе.
Исследовательская парадигма утверждает, что потребители, отвечая на вопросы, тем самым пополняют банк информации. Маркетинг призван удовлетворять нужды потребителя наиболее прибыльным для компании способом. Тогда давайте спросим потребителей, в чем, собственно, состоят их потребности и удовлетворим их нужды. Да, конечно, техника подобных опросов весьма сложна, но, к счастью, я владею необходимыми знаниями по их организации. Поручите мне исследование – и через несколько месяцев я смогу ответить на все интересующие вас вопро-сы. Правдоподобно? Да. Реалистично? Нет. Обычно потребители даже не задумываются над вопросом о том, что же будет угодно им через год, через два, а если у них и есть какие-то неосознанные желания, вряд ли они смогут их выразить. Исследования – жизненно важная часть маркетинга, однако их главный недостаток – познавательная тенденциозность. Держитесь от них на безопасном расстоянии.
Итак, все приведенные выше доводы «за» исследования перевешивает один, но существен-ный аргумент «против».

 


Хостинг от uCoz