Практический маркетинг (Глава 25-30)
Они убедились, что есть множество рациональных схем организации работы отделов маркетинга. Они задумались, наконец, над вопросом: являются ли, собственно, задачи, которые они призваны решать, реалистичными? И могут ли вообще их про-екты быть эффективными?
Не вызывает сомнений, что маркетинговый процесс нуждается в контроле со стороны «Большого Брата», коим и стал патронируемый высшим руководством компании аудит. В своем желании хоть что-нибудь понять в работе подчиненных, организаторы «ловушки» (руководители компаний) оказались правы. Забавно, но внезапно представившаяся маркетологам возможность поделиться опытом, навыками, знаниями с равными себе, выше- и нижестоящими сотрудниками и людьми вовсе посторонними дала им новые стимулы и новые идеи. О! Может ли слово «аудит» выразить все это? Или в мозгу любого человека оно пробуждает лишь угрозу: «К тебе явятся контролеры, и они обязательно найдут недостатки».
Вы можете напустить на своих сотрудников аудиторов или явиться к ним лично, но так или иначе руководитель должен поощрять маркетологов учиться друг у друга и у всех, кому есть чем поделиться. Каждая компания состоит из работников – которые добились успеха, зануд – приносящих ей пользу, весельчаков – сдвинувших с мертвой точки забуксовавший проект, и т. д. Стимулируйте их общение. У каждого опытного маркетолога есть чем поделиться. И неудачи – возможно, лучшее, о чем он может рассказать коллегам. (Ведь на ошибках учатся, но кто за-ставляет вас учиться на своих ошибках?)
Индивидуальному почерку мастера нельзя научиться, но кто вам мешает выработать свой? Поскольку маркетинг – скорее искусство, нежели наука, навыки мастера могут и должны передаваться не только внутри компании, но и далеко за ее пределами. Делясь своим опытом, вы осваиваете опыт других, ведь контакты коллег всегда двух(много)сторонни.
Впрочем, не стоит зацикливаться лишь на общении маркетологов друг с другом. Конечно, внутренние проблемы маркетинга обязаны решать сами маркетологи. Но в планах создания, вы-ведения на рынок, продвижения и поддержания марки должны быть задействованы команды, собранные из сотрудников разных подразделений.