Практический маркетинг (Глава 25-30)
Если в группу случайно попадает человек из другого сегмента или просто грубиян, от него нужно быстро избавиться (желательно до начала беседы), поскольку действительно эффективная работа возможна лишь в гармоничной группе.
Помещение, в котором проводится беседа, обычно оснащается специальным обо-рудованием: в нем могут быть установлены (явно или скрыто) видео- или аудио-магнитофоны (иногда достаточно стенографистки), можно разделить комнату односторонним зеркалом, с од-ной стороны которого устраивается группа, а с другой стороны через прозрачное стекло за бесе-дой наблюдают специалисты. У исследователей нет никаких секретов от участников фокус-группы: им все показывают и объясняют, но это не мешает работе, так как члены группы, увлек-шиеся темой беседы, быстро забывают о спецоборудовании. Мне неоднократно приходилось вы-ступать в роли наблюдателя за стеклом, и я прекрасно помню чувство смущения, охватывавшее меня, когда участники дискуссии «смотрят на тебя», любуясь своим изображением в зеркале.
Как правило, разговор ведется опытным психологом: сначала затрагивают общие темы, а потом переходят к конкретным вопросам. Существует масса концепций того, как следует использовать возможности фокус-группы. Согласно одной из них необходимо собрать сразу не-сколько групп и проводить с ними беседу до тех пор, пока не будет выработано единое мнение по принципиальным вопросам. Затем полученные данные используются для организации количественного исследования. Грамотно проведенная работа позволяет выявить все возможные ситуации, отвергнуть незначимые и проанализировать оставшиеся. Ошибки в проведении исследования приводят к тому, что его результаты становятся столь же «точными», как полученная вами в пивной информация о завтрашних бегах.
Иногда одно замечание потребителя помогает справиться с, казалось бы, неразреши-мой проблемой.
Другая теория утверждает, что результаты, полученные при исследовании с использовани-ем фокус-группы, проливают свет на многие проблемы, которые казались неразрешимыми.