Практический маркетинг (Глава 25-30)
Собеседования проводятся в специально оборудованных для этого помещениях или непосредственно в магазинах, в которых устанавливаются так называемые «стойки-ограждения» . Обычно интервьюер или сами респонденты заполняют анкету определенного формата. В последнее время ответы на вопросы интервьюера часто записываются на пленку.
• Обзорные исследования (наблюдение за поведением покупателей со стороны) позволяют сделать выводы о потребительских предпочтениях, не задавая вопросов. Такой метод помогает определить степень рациональности потребителей, однако к полученным результатам необходи-мо отнестись с известной долей осторожности.
• Опросы, проводящиеся по телефону, позволяют задавать потребителям более глубокие, детальные вопросы. Исследования проводятся значительно быстрее, чем обычно, и обходятся дешевле. Информация, полученная в результате телефонных опросов, заносится в базу данных компании.
• Магазины-имитаторы или тесты на соответствие рынку – одна из разновидностей про-водимых исследований-опросов. Потребитель с помощью современных технологий оказывается в виртуальном магазине, в котором и «делает покупки^, что позволяет исследователям протести-ровать качество и привлекательность упаковки, восприятие покупателем цены товара и опреде-лить возможности марки на рынке. Эти тесты позволяют создать модель поведения потре-бителей и способствуют расширению информации, полученной при предыдущем тестировании, что повышает достоверность выводов исследователей. Распространение системы электронного сбора данных приводит к тому, что вы владеете точно такой же информацией о рынке, что и ваши конкуренты, вследствие чего виртуальная симуляция становится особенно привлека-тельной.
• Предварительное тестирование рекламной кампании. «Все новое – это хорошо забытое старое». В 1960-х гг. практиковались исследования, в которых с помощью специальных камер фиксировались зоны рекламных объявлений, прежде всего привлекавшие внимание потребите-лей, а телефонные опросы свидетельствовали о высоком интересе покупателей к рекламе.