Эмпирический маркетинг (часть 1)
Для более наглядной демонстрации своей мысли исследователи предла-гали людям рассмотреть простые предложения типа «X восхищается Y» и задаться вопросом: «Является ли подобное состояние X следствием того, что он восхищается людьми как таковыми, или все дело в том, что Y относится к типу людей, которыми другие обычно восхищаются?» В итоге было обнаружено, что респонденты склоняются к последнему предположению, и не только по части «восхищения», но и в отношении большинства других глаголов, обозначающих переживания (таких, как «любить», «ненавидеть, «симпатизировать» и т. д.). По сути, это предположение находит подтверждение и в самом языке. Производные от упомянутых глаголов (в русском языке провести прямые однокорен-ные аналогии сложнее): «приятный», «привлекательный», «отвратительный», «восхитительный» - все характеризуют качества объекта переживаний, а не их субъекта. Брауном и Фиш были исследованы лингвистические параллели феномена также и в других языках, и во многих была обнаружена та же закономерность.
Вы же как маркетолог занимаетесь поставкой стимулов, формирующих потребительские пережива-ния, то есть подбираете ПП. Именно в этом состоит ваша профессиональная задача. В зависимости от успешности ваших действий, от того, что вы делаете и как делаете, ваша компания и брэнд будут вос-приниматься как в той или иной степени привлекательные, вызывающие восхищение и желанные. Это не означает, что потребитель остается пассивным объектом воздействия с вашей стороны.
Это лишь означает, что вы должны сделать первый шаг. Так устроен мир, и такое его устройство нашло свое отражение в нашем языке в виде общей схемы формирования переживаний.
И еще одно по поводу переживаний... Переживания могут быть представлены как комплексные вновь и вновь возникающие структуры. В материальном мире такие структуры составляют основу про-цесса непрерывного обновления. Иными словами, никакие два факта переживания не являются полно-стью тождественными. Между тем - ив этом мы еще сможем убедиться далее - переживания могут быть классифицированы по характерным признакам возникновения на ряд типов.