Эмпирический маркетинг (часть 1)
Вот уже не одно столетие философы от Аристотеля до Канта, психологи от Вильяма Джеймса до Карла Роджерса и просто мыслящие представители человечества от Стива Ковейя до Вуди Аллена за-даются одними и теми же вопросами. Что движет людьми? Что составляет смысл человеческого суще-ствования? Что позволяет человеку испытывать удовлетворенность жизнью?
Важный вывод, с которым все они так или иначе соглашаются, можно очертить следующими об-щими рамками: нечто, что находится вне пределов простого удовлетворения потребностей; нечто за пределами модели «раздражитель - ответная реакция»; нечто, что каким-то образом возвышается над бытием. Профессор и бывший заведующий кафедрой психологии Чикагского университета Миха-ли Чиксентмихалаи именует это нечто «потоком» (flow). По мнению Чиксентмихалаи, речь идет о гармо-ничном мироощущении, радостном восприятии жизни, он говорит о «потоке ощущений», «потоке со-знания», о других людях как потоке и даже о «наслаждении от работы как потока». Поток существует в нашем сознании и выражается в «наделении значением». Высшая же цель состоит в «превращении жизни в целом в органичный поток эмпирических переживаний». Любопытно, что по-немецки «переживания» обозначаются словом Erlebnis, этимологически связанным с глаголом «жить» (leben).
Впрочем, пусть вас не смущает терминология «людей-цветов» или «ньюэйджеров». Термины мож-но выбрать по своему вкусу. Для вас как для менеджера суть остается прежней: вы должны суметь обо-гатить жизнь потребителей, доставить им наслаждение. Определять цель маркетинга в терминах удо-влетворения потребностей, разрешения проблем или демонстрации потребительской выгоды товара - непростительно ограниченный подход. Высшей (если хотите, гуманистической) целью маркетинга яв-ляется обеспечение клиентов значимыми (то есть оптимальными) переживаниями.
Питер Друкер писал: «Существует лишь одно верное определение цели бизнеса: формирование клиента». Аналогично существует лишь одно верное определение цели маркетинга: формирование ценного эмпирического опыта потребителя.