Практический маркетинг (Глава 21-25)
Таким образом, маркетинг – это управленческая деятельность, направленная на установле-ние в системе отношений по поводу торговой марки с целью увеличения марочного капитала. Некоторые мероприятия, проводимые в этой области, могут принести краткосрочную прибыль.
Итак, мы рассматриваем рынок как целостную систему долгосрочных, создающих добав-ленную стоимость отношений сотрудничества. Данный подход противостоит традиционной неоклассической парадигме маркетинга. Мы проанализировали и парадигму конфликта, которая характеризует рынок с точки зрения конкурентной борьбы. Ни одна из этих парадигм не являет-ся ошибочной, они взаимодополняют друг друга.
Как измерить результаты?
Существуют два способа измерения уровня отношений сотрудничества: прямой и косвен-ный.
1. Для прямой оценки характера отношений по поводу марки маркетологу необходимо прежде всего понять, как воспринимают товар потребители. Основными показателями уровня отношений считаются уровень ощущаемого потребителем качества товара, ощущаемой стоимо-сти, а также соответствия сложившегося у потребителя образа товара с действительными свой-ствами, его индивидуальность, отличие от товаров-конкурентов, осведомленность покупателей, уважение, расположение, соответствие моде.
2. Косвенная оценка поведения потребителей включает в себя изучение того, случайно ли приобретается товар, что определяет выбор потребителя, насколько значимым является отноше-ние покупателя к марке. К показателям поведения потребителей относятся: доля марки на рын-ке, уровень цены по сравнению с аналогичными товарами, успехи в продвижении (доля целево-го рынка, захваченная маркой в предшествующем году), относительная цена (доля стоимости проданных товаров, деленная на объем продаж в натуральных показателях), а также лояльность (существуют четыре способа ее изменения, включая долю покупок товара именно вашей марки в общем объеме аналогичной продукции). Показателями поведения розничных торговцев можно считать количество регионов и торговых точек, в которых продается ваша марка, ее доля на при-лавках магазинов, задержка «в трубопроводе» (количество дней, которое товар хранится на скла-де).