Практический маркетинг (Глава 21-25)
Решения, принимающиеся в последнюю минуту, вряд ли окажутся правильными, а преждевременные действия означают растрату ресурсов и времени. Эффективность планирования прежде всего зависит от понимания того, когда необходимо за-няться планированием и в какой момент следует остановиться. Лучше всего начинать его немно-го позже, а останавливаться чуть раньше, чем подсказывает вам внутренний голос. Сужение об-ласти планирования приводит к экономии ресурсов и улучшению качества плана.
Итак, мы убедились, что необходимость планирования очевидна далеко не для всех. В слу-чае значительных изменений или их полного отсутствия эффект реализации плана оказывается непропорционально низким в сравнении с усилиями по его составлению. Там, где требуются де-тально разработанные планы, они зачастую получаются в результате простой экстраполяции до-стигнутых показателей деятельности компании, что не позволяет говорить о сколько-нибудь эф-фективном планировании. В совместном с Бостонской консультационной группой исследова-нии мы обнаружили1, что процесс формального планирования не имеет никакого отношения к развитию марки или расширению ассортимента продукции: конкретные цифры появлялись в планах компаний только после того, как было принято решение о начале производства. Наши выводы подтверждают тезис о том, что управление планированием и принятие решения – два абсолютно разных, непересекающихся процесса.
Однако следует разграничивать эффективность планирования в том виде, в каком оно наиболее распространено сегодня, и его продуктивность в случае, когда планирование превращается из средства контроля в метод всестороннего обучения и совершенствования менеджеров компании.
Если разработанный в компании план оказался неудачным, причиной может быть одно из двух: либо сам план был плох, либо в процессе его исполнения были допущены серьезные ошиб-ки. Мы живем только один раз. И можем сделать так, что будущее будет таким, каким бы мы хо-тели его видеть, – достаточно поставить цель, осознать свои возможности и правильно ориенти-роваться в условиях окружающей наш бизнес среды.