Практический маркетинг (Глава 16-20)
Основные ценовые стратегии разработаны для ситуации, когда марка занимает лидирующие позиции на рынке и когда она находится в положении догоняющего.
• «Снятие сливок» – высокая входная плата для вступающих на рынок. Обычная ситуация, характерная для рынков предметов роскоши. По мере того как на рынке появляются новые кон-куренты и рынок растет, прибыль и цены уменьшаются. Пока компания удерживает лидерство, ее доходы растут вместе с рынком.
• «Проникновение» – обратная ситуация – низкие барьеры на входе. Возможно потому, что потребители не пылают особым энтузиазмом в отношении этой категории товаров, может быть, рынок переживает критический период, но «входные билеты» на него продаются «ниже номина-ла». Как только рынок стабилизируется, лидирующая марка может повысить цены и оправдать инвестиции.
• «Инициатива наказуема» – стратегия, которой обычно придерживаются не первопроход-цы рынка, а те, кто следует за ними. Крупная компания имеет возможность подождать, наблюдая за началом игры на новой территории, и затем, в случае благоприятного развития ситуации, вступить в нее, стремясь захватить новый рынок одним ударом. Возможно, кому-то это не нра-вится, но бизнес есть бизнес. И наоборот, если вы вступаете на новый рынок, его старожилы мо-гут встретить вас прицельным огнем по заранее пристрелянным позициям, поэтому бейте пер-вым.
• «Следуй за лидером» – стратегия, применяемая припозднившимися новичками, которые предпочитают, чтобы их продукт отличался от товаров-конкурентов качеством или потребитель-скими свойствами, но не ценой. Обычно манипуляции с ценами начинаются только после того, как преследователь «достал» лидирующую марку.
Независимо от вашей стратегии на рынке вы должны убедиться, что цена и занимае-мое маркой место на рынке соответствуют друг другу.
Некоторые маркетологи склонны к компромиссам. Возможно, такая практика имеет право на жизнь, однако вряд ли она принесет большие дивиденды, особенно если ваша компания выхо-дит на незнакомый рынок. Независимо от того, придерживаетесь ли вы агрессивной стратегии или предпочитаете компромисс, убедитесь, что цена и занимаемое маркой место на рынке согла-суются друг с другом.