Практический маркетинг (Глава 16-20)
• Если ваши конкуренты воюют друг с другом, не вмешивайтесь.
• Определите, откуда ветер дует. Стойте против ветра, дующего со стороны потребителей, и по ветру от конкурентов.
• Потребитель – не ребенок, не делайте за него то, с чем он прекрасно справляется самосто-ятельно. Например, если ваш продукт окрашен в бледные тона, не тратьте деньги на то, чтобы донести эту информацию до потребителей – они сами это увидят.
• Не афишируйте ваши планы. Хорошо, когда вы сами не до конца понимаете, что же вы делаете.
После того как вы закончили фантазийно-творческий этап, переходите к реалистичному позиционированию. Марка может быть только тем – и должна пытаться быть только тем, – чем она является на самом деле. Под порывами конкурентных ветров один фасад долго не продер-жится. Позиционирование требуется только для представления марки в лучшем ее виде, а не для превращения ее во что-то другое.
Как осуществлялось позиционирование водки Smimoff в 1970 г.? Основной ха-рактеристикой марки являлась чистота водки, однако потребителям было прекрасно известно, что любая водка является достаточно очищенной. Поэтому было принято решение сыграть на другом ее качестве – ключевым фактором стало представление о том, что водка как спиртной напиток крепче, чем она есть на самом деле; примерно как с образом русских людей в глазах европейцев: здоровенный детина в мехах, который залпом выпивает стакан водки и швыряет его в камин, а сидящие вокруг блондинки падают в обморок. Хотя на этикетке было четко указано, что Smimoff произведен в Англии, народу нравился миф о ее «сибирском» происхождении. По-зицией Smimoff стала крепость напитка. За десятилетие сбыт этой водки в Великобритании воз-рос от 300 тыс. ящиков в год до 2 млн.
Формулирование позиционирования
Точно так же как существует огромное количество вариаций на тему сущности позициони-рования, у каждого автора имеются свои излюбленные формы изложения позиционирования. Вот один пример.
Описание марки Параграф, отведенный на объяснение того, что такое марка и продукты, ее составляющие, является наиболее полезным в тех случаях, когда ваша команда считает, что она прекрасно обо всем осведомлена.