Практический маркетинг (Глава 16-20)
Путь постоянного и последовательного усовершенствования продукта японцы назы-вают кайзен. Его можно также рассматривать как «принцип салями» наоборот: когда качествен-ные ломтики увеличивают длину палки колбасы. Каждый ломтик очень мал; но пользу из него извлекают и покупатель, и производитель. Когда сразу после второй мировой войны доктор Э. Деминг прибыл в Японию, он определил для себя характерные черты японского менталитета: стремление к знаниям, повышенные требования к эффективному использования ресурсов, обу-словленные дефицитом территории; признание того, что с ростом доходов населения растет спрос на товары высокого качества. Но он далеко не сразу раскусил еще одну черту, решающим образом повлиявшую на успех японского менеджмента, – восхищение собственным высокомерием. Определенный снобизм, присущий японским производителям, и стал «ключиком» к разгадке их успеха.
• Японские маркетологи уверены в том, что японский потребитель признает только товары высочайшего класса, самого высокого качества.
• Поскольку культурные ценности приобретают все более универсальный характер, марке-толог намного лучше понимает точку зрения потребителя. Рынок становится все более однород-ным, по крайней мере, в городах.
• Уверенность в том, что если уж японские потребители признали высокое качество этого товара, то так будут думать и во всем мире.
И как оказалось, такая самоуверенность – качество самоокупаемое. Японские производите-ли как бы спроецировали вкусы и товарные предпочтения своего потребителя на весь мир; точно так же вели себя в XIX в. англичане. Как показала практика, и те, и другие оказались пра-вы.
Успех, базирующийся на качестве товаров, чаще всего основывается на слепой вере потре-бителей. Но вера часто действительно приводит к успеху. Можно ли это назвать маркетингом? Люди, охваченные мессианской лихорадкой, даже не думают проводить сравнительный анализ продукции. Возможно, ли использовать такое идолопоклонство в коммерческих целях? Если го-ворить отвлеченно, ответ -да.