Практический маркетинг (Глава 16-20)
Са-мо их рождение свидетельствует о том, что и маркетологи, и торговля, и потребители просто ус-тали от ценовых игр. Тем, кто увлекся играми с ценами, не следует забывать, что тактическое маневрирование ценой – лишь один (и не самый действенный) из целого набора приемов марке-толога. Эта игры до поры до времени могут приносить пользу. Не зацикливаетесь на ценах – главный инструмент продвижения марки и создания действительно солидного марочного капи-тала – единая концепция марки. Концепция, в которой цена – лишь один из многих, пусть и важ-ный, элемент.
Надбавка к цене – признак силы марки, ее отличие от конкурентов и проявление поку-пательских предпочтений.
Многие фирмы отводят центральную роль в маркетинговых программах ценовой полити-ке. И это оправдывает себя, если, конечно, специалисты не забывают, что кроме прима-балерины в спектакле участвуют и другие солисты, не говоря уже о кордебалете. Марочная надбавка к цене – премия за качество товара, но, если оно отсутствует, марочная премия становится искрой, из которой разгорается встречный пожар. И тогда от попавшей в него марки остается лишь пепел воспоминаний. Однако в целом марочная премия – символ силы марки, показатель ее отличия от товаров конкурентов и потребительских предпочтений.
Принято считать, что цена товара прежде всего зависит от объема продаж: чем выше цена, тем ниже объем продаж. Это не всегда верно. Методы, частота и сроки изменения цен могут по-разному влиять на объем сбыта или на другую любую значительную переменную ценовой поли-тики. Некоторые ученые и практики оспаривают данное утверждение, считая, что эластичность цены постоянна: одной то же изменение стоимости товара всегда одинаково отражается на объе-ме его продаж. Однако имеется немало свидетельств тому, что при определенных обсто-ятельствах повышение цены стимулирует продажи, например при условии, что оно сопровожда-ется повышением качества продукта.
Чем же определяется роль цены в маркетинговой политике фирмы? Здесь мы можем выде-лить множество факторов.