Практический маркетинг (Глава 16-20)
Со временем даже самое грамотное, выполненное на высшем уровне позиционирование перестает удовлетворять потребителя. Для возобновления «союза» необходимо время от време-ни, примерно раз в пять лет, производить репозиционирование вашей марки.
Определение пространства для марки – выбор конкурентов
Переходя в «наступление», вы ставите себе целью занять господствующую над местностью высоту, конечно, при условии, что вы обладаете ресурсами по защите завоеванных позиций. В противном случае вы просто «подставляетесь» под сокрушительный ответный удар.
Успешное позиционирование зависит, прежде всего, от вашей силы: если вы пока не гото-вы к конфликту с лидирующей маркой, постарайтесь найти узкую индивидуальную нишу и развивать марку. И только накопив резервы и сосредоточив силы на направлении главного удара, начинайте наступление. Мы уже упоминали о торговцах мороженым, которые заняты поисками удобного места для торговли на пляже. Первый должен занять центральную позицию, а второй – устроиться неподалеку от него, но только в том случае, если второй настолько же или почти так же силен, как и первый. Иначе второму лучше отойти подальше.
Как и в случае с компанией Haagen Dazs, оптимальный вариант – когда ваша марка в мак-симальной степени соответствует идеалу потребителя и в то же время намного превосходит кон-курентов. Как правило, вы должны быть осторожны в выборе соперников. В общем и целом, вам следует определить самого слабого из трех-четырех сильнейших. Старайтесь контролировать свой бойцовский инстинкт и не задевайте ведущую марку, пока вы или не заняли второе место, или не заметили, что лидер начинает быстро сдавать позиции.
В любом случае предоставьте марке пространство, на котором она смогла бы обрести инди-видуальность.
Потребитель
Вопрос о том, следует ли начинать с определения ближайшего конкурента или с определе-ния нашего потребителя, – предмет бурных дискуссий маркетологов. Основоположники марке-тинга утверждают, что начинать необходимо с потребителя, но поскольку позиционирование по своей сути – стратегия, вопрос конкуренции имеет не менее важное значение.