Эмпирический маркетинг (часть 3)
Кто-то из нас говорит в этом случае о глубоко личных или межличностных переживаниях. Другие называют эти чувства религиозными или духовными. Я же предпочитаю именовать такие переживания экзистенциальными, или «прус-товыми». Что касается экзистенциальных переживаний Пруста, советую присоединиться к тем тысячам «прусто-туристам», что ежегодно посещают во Франции городок Иллье-Комбрей, и, пожевывая печенье «Мадлен», перечитать на этой священной земле экзистенциализма эпопею писателя «В поисках утраченного времени».
Большинство брэндов и маркетинговых кампаний не способны снабдить нас этими типами переживаний даже на время. В итоге может сложиться впечатление, что опыт, формируемый маркетинговыми кампаниями, далек от «истинных» переживаний, эфемерен и в конечном счете фальшив. Тут уж недалеко до цинизма и заключения о том, что эмпирический маркетинг не заслуживает доверия, поскольку является поверхностным, манипулятив-ным, оскорбительным и вредным для индивида и общества ввиду его чисто коммерческого, мошеннического характера. Возможно, именно такое суждение и лежит в основе многих замечаний Лоры Браун, представленных в конце каждой из глав.
Хотя я с пониманием отношусь к той точке зрения, что переживания, которые формируют маркето-логи, по большому счету не являются экзистенциальными, все же не могу принять общую критику эм-пирического маркетинга, так как считаю ее огульной, недифференцированной и претенциозной. Орга-низм человека не приспособлен к тому, чтобы все время испытывать интенсивные, опасно шокирующие переживания. Религиозные, возвышенные и экзистенциальные переживания часто выливаются в догматизм, одержимость и серьезные отклонения в восприятии реальной жизни. Обыденные же переживания средней интенсивности (даже ложные по своей сути) в действительности могут становиться предпосылкой к счастливому существованию. В этом смысле они способны выполнять важную функцию обогащения нашей малопримечательной повседневной жизни.
Ведь многие люди действительно получают удовольствие от того, что придают своей жизни опре-деленный стиль, окружают себя разнообразными фетишами и аксессуарами.