Эмпирический маркетинг (часть 3)
В итоге мозговой штурм, будучи чрезвычайно популярной (а порой и забавной) формой генериро-вания творческих идей, едва ли является наиболее эффективным. Участники гонятся за количеством, а не за качеством, выплескивают массу идей, по большей части, впрочем, совершенно неплодотворных. Предложение тем же участникам устроиться в одиночестве в тихой комнате и изложить свои нетриви-альные мысли в спокойной обстановке часто дает лучший результат.
Какова же возможная альтернатива? Во избежание только что перечисленных недостатков мозгового штурма следует исключить из процесса проявление лидерства, устранить отвлекающие моменты и предоставить кому-то другому оценивать преимущества генерированных идей. Участников штурма следует призвать не столько фонтанировать идеями, сколько сфокусировать свои творческие усилия.
Сеансы концентрации мыслительных процессов обычно проводятся с использованием внутрифир-менных локальных сетей или с помощью других электронных средств коммуникации. В компании «Unilever» такие сессии проводятся в глобальном масштабе при участии порядка трехсот менеджеров и консультантов. Электронные сеансы умственной концентрации сближают с практикой мозговых штур-мов многие общие черты. Однако имеются и весьма существенные отличия, позволяющие избегать тех проблем, о которых говорилось выше.
Каждый участник сессии видит идеи других участников на экране компьютера. При этом автор идеи сохраняет анонимность. Каждый может изложить собственную идею, может оторваться от экрана и спокойно поразмыслить. Когда все идеи изложены, они передаются на суд специальной группы (например, составленной из более высокопоставленных сотрудников организации). Эта группа отбирает наиболее интересные предложения и возвращает их авторам для дальнейшего развития и до-работки. В принципе, «оценщики» и сами в любой момент могут подключиться к дискуссии, чтобы указать направление работы или запросить чью-то оценку, мнение или ассоциации в развитие идеи.
ФИЗИЧЕСКАЯ СРЕДА
Определенные типы стимуляции имеют ключевое значение для развития творческой и инновационной деятельности, а также для формирования привлекательных в глазах потребителей переживаний.