Эмпирический маркетинг (часть 3)
Цель, которая при этом преследуется, - выявление тенденций до того, как их начнут обсуж-дать на страницах журнала «The Economist». Каждые три года в «Shell» вырабатывается совершенно новый сценарий, включая ротацию членов команды, которая напрямую занимается сценариями. Каж-дые шесть лет приглашается новый ответственный (иконоборец) за подготовку сценариев.
ПРОБУЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У РАБОТНИКА И ГРУППЫ
Какие существуют признанные способы стимуляции творческого мышления отдельных сотрудни-ков и целых групп в составе организации?
Первое, что приходит на ум, - это мозговой штурм. К сожалению, эффективность ее, похоже, не ве-лика. В процессе мозгового штурма руководитель призывает группу менеджеров (например, менедже-ров по ассортименту, коммуникациям, брэнд-менеджеров или группы смешанного состава) к вы-работке максимального числа предложений по конкретной проблеме. Руководитель дает подробные инструкции о необходимости спонтанного выражения мыслей, ни одно из высказываний не кри-тикуется, участники должны пользоваться мыслями друг друга для развития собственных вариантов. За фазой активного разномыслия следует оценка группой генерированных идей.
Данная методика страдает целым рядом недостатков. Во-первых, специфика групповой работы за-ключается в том, что отдельные индивиды, не обязательно предлагающие лучшие дивергентные идеи, могут взять на себя роль лидера группы, доминировать в дискуссии и тем самым подавлять творческое самовыражение других участников. Во-вторых, высказывания других не только стимулируют мысли-тельный процесс, но и отвлекают от собственных мыслей. Когда человек начинает излагать не вполне сформировавшуюся идею, в разговор может вмешаться кто-то другой, кто воспринимает ваши слова по-своему, начинает развивать собственный вариант, уводя ваши мысли далеко от того, к чему они подбирались. В-третьих, поскольку оценивать высказанные идеи придется их же авторам, мысли не получают должного оформления. Люди склонны переоценивать творческую составляющую своих предложений, поскольку, как ни крути, а это их родные идеи.