Практический маркетинг (Глава 11-15)
Во-первых, чем более мощный удар вы нанесете, тем сильнее будет контрудар. У погибших солдат регулярной армии тоже есть семьи и друзья. Э. Че Гевара настоятельно советовал Ф. Кастро хорошо обращаться с пленными (с советниками кубинскому диктатору Р. Батисте тоже не повезло), поскольку если ты уважительно относишь-ся к солдатам противника, возрастают шансы на то, что в один прекрасный день они присоеди-нятся к повстанцам. Либо, когда пленных выпустят, они расскажут о том, как хорошо относи-лись к ним вражеские солдаты. Тем более, что партизанская армия не располагает ни временем, ни местом, ни возможностями для содержания военнопленных.
Жизненно важны для партизанского отряда хорошие отношения с местным населением, от которых зависят стол и кров. Больше всего партизаны нуждаются в положительной информации о них самих и в негативной молве о противнике. А достигается такой баланс только в том слу-чае, если местное население расположено к партизанам. Отсюда вытекает привязанность Мао к обороне. Если местное население хорошо относится к партизанам и считает, что они терпят по-ражение, а их помощь поможет исправить дело, мирные граждане встанут стеной на защиту повстанцев точно также, как и на защиту местной марки пива, сыра, водки или чего-нибудь еще.
Во время Кубинской революции США были уверены в том, что Ф. Кастро получает ору-жие из России. На самом деле оружие поступало из США, транзитом через военные склады дик-татора Р. Батисты. Мао черпал свои оружейные припасы, по свидетельству документальных источников, «со складов Лондона точно так же, как и со складов Нанъяня; более того, нам их доставляли транспортные средства противника. Это не шутка, а истинная правда»1.
Дифференциация марки позволяет ей расширить жизненное пространство, а конку-ренты получают возможность сберечь нервы.
Чем лучше оснащен враг, тем больше преимущество партизан. Мне не известно, читал ли американский генерал Уэстмореленд перед тем, как отправиться во Вьетнам, труды Мао или Э. Че Гевары. Да, у Мао и Че не было авиации, но кто победил в информационной войне?
Тактику уклонения от встреч с превосходящими силами противника в какой-то мере мож-но сравнить с дифференциацией марки, сотрудничеством с конкурентами и возникновением альянсов.