Практический маркетинг (Глава 11-15)
Основное различие между такого рода компаниями заключалось в технологии составления баз данных. В наибольшей степени практика продаж по телефону (телемаркетинг) развита в городе Омахе, штат Небраска, США. Такие успехи связаны с тем, что местные специалисты имели возможность познакомиться с технологиями составления крупных компьютерных баз данных, которые были разработаны для находившейся поблизости штаб-квартиры американских военно-воздушных сил.
Прежде всего, было необходимо разработать списки. Имена и адреса покупались у органи-заций, других компаний, клубов. Ценность списка зависела от его актуальности и того, насколь-ко точно указаны в нем имена, адреса и покупательская способность тех, кто попадал в него. В итоге, разумеется, потребитель получал по почте массу мусора.
В 1980-е гг. объемы продаж компаний телемаркетинга в Великобритании ежегодно росли на 40 %.
Благодаря компьютерным технологиям сегодня прямой маркетинг осуществляется в диало-говом режиме через Internet, интерактивные телевизионные программы и телефонную связь. Са-мая простая система прямого маркетинга предполагает, что потребитель нажимает кнопку сигна-ла в ответ на записанные вопросы. Более изощренные системы реагируют на голос. У этих ком-пьютеризованных говорящих машин есть то преимущество, что они доступны 24 часа в сутки и быстро справляются с работой даже в часы пик. Развитие прямого маркетинга привело к сокра-щению количества стадий процесса распределения, появилась возможность не зазывать потреби-теля в магазин или на почту, а посылать сувениры и опытные образцы ему на дом.
Даже сегодня основная составляющая баз данных – списки потенциальных и реальных по-требителей. Прикладные компьютерные программы управления базами данных позволяют от-слеживать осуществляемые покупки и определять постоянных потребителей, недавних покупателей, покупательскую способность каждого жителя определенного региона, а также ко-личество и типы покупок.
При помощи этих данных компьютер с большей, чем когда-либо прежде, точностью, позво-ляет определить и тех, кто не склонен особо тратить деньги, и любителей новых приобретений.