Практический маркетинг (Глава 11-15)
К сожалению, именно внутренние специалисты дают рекомендации по снижению расходов, зачастую за счет внешних консультантов. Если бы они проанализировали опыт организаций, в которых работают эти консультанты, обнаружилось бы, что в этих компаниях сложились оптимальные показатели соотношения внутренних и внешних специалистов. А требования по внутренней отчетности – самые низкие.
Осуществление маркетинговых функций немыслимо без сотрудничества с работника-ми других подразделений компании.
Сначала сокращайте работу, а потом людей. Каждый современный маркетолог приведет вам массу примеров из собственной практики, подтверждающих, что этим правилом слишком часто пренебрегают. Не так давно прошла волна сокращений ассистентов менеджеров марок, а выполняемый ими объем работ был перераспределен на оставшихся сотрудников. Погружен-ность в сиюминутные проблемы торговой марки, а значит, игнорирование глобальных вопросов, возможно, является основной причиной неблагоприятных отзывов о маркетологах в специализированной прессе. Руководству обычно приходится иметь дело с огромным количеством документов. Нельзя ли упразднить основную массу внутренней бумажной работы? Спросите: «Кому нужна эта бумага?» – и вы обнаружите, что этот документ нужен кому-то другому. Запретите на месяц все бумаги (и на электронных носителях тоже). Тот, кто попросит составить отчет, и есть виновный. Это в идеальном мире вы могли бы сосредоточиться на сборе информации для себя и тех, кому она может понадобиться, а в реальной действительности приходится исполнять массу других обязанностей. Менеджер марки обязан анализировать ди-намику показателей марочного капитала; высшему руководству же достаточно просто заглянуть в эти бумаги через плечо подчиненного.
• Четкое представление об отношениях с потребителями и основных элементах марке-тинга-микс. Изучение ключевых аспектов маркетинга-микс с организационной точки зрения объясняет причины, по которым они должны рассматриваться внутри компании. Все остальное может осуществляться за счет внешних ресурсов.