Практический маркетинг (Глава 11-15)
Покупают ли клиенты Burger King осязаемый продукт (гамбургер) или быструю услугу? Совершенно очевидно, что и то, и другое. Дома они могли бы сделать гамбургер повкуснее, а автомат обслужил бы их быстрее. Продукт и услуга взаимозависимы.
Самой передовой является та форма маркетинга, которая способна вознаградить кли-ента за то, что он потратил свои силы, время и умение, и которая удовлетворяет потреб-ности покупателя.
Частично рост объемов предоставляемых услуг обязан современной тенденции, когда ком-пании поручают работу, которую раньше они выполняли сами, контрагентам (первоначально дело ограничивалось уборкой помещений и обеспечением питания сотрудников). Другая причи-на роста сферы услуг – осознание того, что новые технологии стимулируют появление сопутствующих услуг. Банкоматы дают возможность клиентам банков снимать деньги со счетов, не рискуя нарваться на оскорбительные выпады служащих. Банковские клерки были весьма удивлены, когда поняли, что многие предпочитают прогулку до ближайшего автомата ненавязчивому сервису под крышей банка. Другим клиентам приятнее живое человеческое общение и атмосфера банка, они предпочитают иметь дело с постоянными служащими. Услуги подразумевают разнообразие; не существует единственно «прибыльной» услуги для всех, как и не существует продукта, который бы устроил всех и каждого.
Специфика маркетинга услуг заключается в том, что потребитель – важнейшая часть про-цесса предоставления услуг. Возможно, величайшим фактором повышения эффективности про-изводства в этом веке, если не за всю историю человечества, стали не транспорт, не компьюте-ры, не автоматизация, а «самообслуживание».
Маркетологи осознали важность самообслуживания после того, как они поняли, что новый метод отнюдь не должен сопровождаться скидками в цене услуг и товаров. Самой передовой яв-ляется та форма маркетинга, которая способна вознаградить клиента за то, что он потратил свои силы, время и умение, и которая удовлетворяет потребности покупателя. Клиент должен смеясь расставаться со своими деньгами.