Практический маркетинг (Глава 11-15)
и объяснявший, почему оборона зачастую оказывается более выигрышной стратегией, чем наступление, хотя очевидно, что сам автор склоняется к активным наступательным действи-ям. Аналогичной точки зрения придерживаются и западные маркетологи. Для китайцев, воспи-танных на принципах даосизма, гармонии и равновесия, атака и оборона, так сказать, являются Инь и Янь войны, требующих равного уважения и понимания.
Доводы Мао в защиту обороны весьма хитроумны. Жертва агрессии обычно пользуется поддержкой общественности. В 1917 г. популярность российской Красной Армии частично объ-ясняется агрессивной политикой белогвардейцев. Абсолютно то же самое может произойти в маркетинге. Агрессивная политика крупных корпораций обеспечивает общественную поддерж-ку малому и среднему бизнесу.
Давайте рассмотрим основные принципы партизанской войны.
Маскировка
Конкуренты не воспринимают вашу новую марку всерьез? Тем лучше. Обычно новая мар-ка, компания или продукт не в силах противостоять целенаправленной атаке. Владельцу попу-лярной марки не составит особых затруднений сделать так, что контрольный рынок конкурента перестанет быть контрольным,
Нам известно, что 39 из 40 новых марок терпят крах (называйте это как хотите). Уязви-мость чего угодно только что рожденного очень высока. Чем меньше ресурсов вы израсходуете на отражение атак конкурентов, тем больше средств вы можете использовать на стимулирование потребителей.
Чем меньше ресурсов вы израсходуете на отражение атак конкурентов, тем больше средств вы можете использовать на стимулирование потребителей.
Уклонение от встреч с превосходящими силами противника
Распространенное представление о партизанской тактике как о засаде, из которой делается несколько выстрелов, а потом надо просто быстро бежать, верно лишь отчасти. Основная цель – не столько причинение ущерба основным силам противника, сколько организация своих соб-ственных сил. Ветераны партизанских войн полагают, что нецелесообразно слишком часто ввя-зываться в боевые действия по двум причинам.