Практический маркетинг (Глава 6-10)
Компания никогда не сможет извлечь урок из неудачи, если те, кто непосредственно отвечал за реализацию «сумасшедшей идеи», будут лише-ны возможности добавить полученный опыт в копилку корпоративных знаний.
Старший менеджер, в случае если все пойдет не так, как задумывалось, может и должен предоставить на выбор своей «белой вороне» список оправданий:
• мой шеф предупреждал, что ничего не получится. Это первый случай, когда он все-таки оказался прав;
• идея немного опередила время;
• прибыли, которые приносит остальная наша продукция, с лихвой компенсируют потери;
• затраты были полностью покрыты прошлогодней прибылью;
• наш проект активизировал деятельность отдела исследований и разработок;
• опыт, который мы приобрели в результате неудачи, повышает вероятность успеха;
• эту идею предложила жена президента компании на рождественской вечеринке. Мы про-говорили с ней весь вечер.
Если ни одно из этих оправданий не сработает, значит пришла пора переходить в другую компанию.
Ценность ошибки заключается в новых знаниях, которые она привносит в культуру корпорации.
Как вы думаете, какова доля шутки в наших оправданиях? Не такая уж большая. Изобрете-ние способов наказания «белых ворон»–не самое главное в работе менеджера. Мы еще раз хоте-ли бы повторить, что зарубежный (прежде всего «самурайский») опыт подтверждает, что основа маркетинга – сотрудничество, маркетинг – дело сплоченной команды. Оценка бесценных крупиц опыта должна производиться коллективно, поскольку речь идет именно о коллективном знании.
Некоторые заметят, что единственная действительно крупная неудача, которую может по-терпеть компания, – полный отказ от нововведений, однако в действительности все обстоит го-раздо сложнее. Основные деловые принципы остаются неизменными – компания обязана под-держивать высокие стандарты работы. Небрежной работе нет оправданий. Целенаправленное поощрение неудач не имеет ничего общего с терпимостью и не является отклонением от намеченного курса. Мы призываем вас строить на фундаменте ошибок новые прочные здания успеха.