Практический маркетинг (Глава 31-34)
Дзен означает медитацию. Это одно из философских течений буддизма, пришедшее в Ки-тай из Японии и получившее там название Чань (Сh'an). Основные принципы чань имеют много общего с философией даосизма и конфуцианства. Цель Чань – попытка совместить интеллектуальный, рациональный образ мышления с эмоциональным (точно такая же проблема стоит перед маркетологами).
Цель философии Чань – попытка совмещения интеллектуального, рационального обра-за мышления с эмоциональным (точно такая же проблема стоит перед маркетологами).
Обучение в дзен строится на принципе коань (koan) или парадокса. Известно около 1700 различных парадоксальных вопросов разной степени сложности. Вот два наиболее известных примера: что такое звук хлопка одной руки и какое имя вы носили до вашего рождения?
Процесс обучения включает в себя длительную медитацию, основное предназначение кото-рой – прояснение сознания. Сидячая медитация (Zazen) предусматривает достижение полной концентрации, что позволяет повысить внимание (что небесполезно, если вы сталкиваетесь в своей работе с опасным конкурентом). Затем обучающийся интенсивно размышляет над предло-женными ему наставником парадоксами. Время от времени наставник опрашивает учеников и анализирует их ответы, порой доводя до слез. Если вы проведете в медитации по 12 часов, пыта-ясь найти ответы на кажущиеся бессмысленными вопросы, вас вряд ли удивит подобная реак-ция.
Прежде чем вы окончательно решите, что все это – чепуха, давайте еще раз вспомним про-цесс планирования концепции марки. Молодой менеджер получает невыполнимое задание, но его просят пойти подумать и найти пути достижения поставленной цели. Когда он приходит с докладом к руководству, его предложения обычно отвергаются. Смысл этого процесса состоит не только в разработке хорошего плана, но и в обучении менеджера марки.
Дзен призывает нас активизировать творческое (правополушарное) мышление, обычно угнетаемое рационализмом. Линейное мышление не позволяет ответить на иррациональные во-просы, и мы стремимся заставить мозг искать решение в другом направлении, заставить работать интуицию.