Практический маркетинг (Глава 31-34)
Культура вызова необходима, но не достаточна. Возможно, более точным термином стало бы «любознательность», быть может, «воображение». Ваша задача состоит не в том, чтобы под-вергать сомнению каждую букву плана, а определить упущенные в нем значимые факторы. Про-гноз, отвечающий на вызов, но базирующийся на общих предположениях, сродни столкновению оппонентов лбами: вряд ли при этом удастся высечь «искру Божию», и противники остаются разочарованными. Предложение альтернативного сценария (по принципу «что если») – другое дело.
Планирование – просто репетиция будущего. Ни одна команда не обладает монополией на знание того, что оно принесет или как поступят конкуренты.
«Нет» более правильный ответ на представление. И хотя критические замечания по суще-ству плана резко ухудшают настроение его разработчиков, они непременно вернутся с продук-том более высокого качества.
А что еще вы можете предпринять?
• Проанализируйте шаги конкурентов. Действительно ли они были хорошо продуманы?
• А что вы можете сказать о действиях розничной торговли?
• Насколько полон предложенный план? Отражает ли он, например, мероприятия маркетинга-микс?
• Насколько тщательно вы проанализировали уроки, извлеченные из реализации последне-го плана, действий конкурентов и других «игроков». Как вы собираетесь их использовать в этом году?
• Если вы продолжаете из года в год проводить одно и то же мероприятие, происходит ли это, потому что оно доказало свою эффективность, или составители планов не могут придумать ничего нового?
• Проверьте распределение ответственности за выполнение плановых мероприятий.
• Проверьте организацию процесса планирования.
• Сравните положения плана с вашими заметками о неотложных мероприятиях (для дей-ствительно преданных маркетингу).
План обычно охватывает огромную сферу возможных действий. Некоторые, самые извест-ные авторитетные маркетологи составляют плохонькие планы и не любят, когда они подвергаются сомнениям. Тем не менее быстрое «Да» руководителя, по-прежнему все еще слабое решение.