Маркетинг снизу вверх (часть 1)
Такой подход налагает ответственность за успех компании на спину самого маленького винтика корпоративной армии.
"В прошлом нам не были нужны сильные командующие", - сказал Йиро Токуяма, вышедший на пенсию декан Школы Передового Менеджмента в городе Номура. В эру быстрого роста, японские компании процветали, производя те же продукты, что и их конкуренты, но делая их лучше и дешевле.
Или, как говорит господин Токуяма, - "Вся траншея двигалась сама".
Сегодня одна отрасль за другой обнаруживает, что старый стиль японского менеджмента (с продвижением шаг за шагом, построением консенсуса, маркетинговыми решениями снизу вверх) не двигает корпоративную "траншею" достаточно быстро или в новых направлениях.
При маркетинге снизу вверх по-японски главным вопросом является, кто делает маркетинг, а не что именно делается.
Иногда везет вам. Иногда зеленый рекрут подает хорошую мысль. Иногда самый незначительный служащий придумывает блестящую идею, которая превращает компанию в большого победителя.
Но время против такого процесса. В японской системе, концепция должна пробить себе путь вверх по лестнице. Консенсус должен быть достигнут на каждой ступени. Все шансы против прекрасной идеи.
Лучшие маркетинговые шаги редко выглядят таковыми с самого начала. Возможно, лучшие маркетинговые шаги уже рассматривались вашими конкурентами и были ими отвергнуты.
Маркетинг - игра с западнями. Вы находите свои лучшие идеи в корзине для использованных бумаг.
Любая концепция, которая получает единодушное одобрение в вашей компании, уже используется кем-то другим. Это одна из причин, по которым японская система продуцирует конформизм и в продуктах и в людях.
Какова разница между видеомагнитофонами Hitachi, JVC, Panasonic nToshiba?
Особой разницы нет. Они все бенефициарии (или жертвы) японского консенсусного маркетинга снизу вверх. Разница была сглажена во время движения концепции снизу наверх организации. Снизу-вверх, по-авторски
В нашей системе маркетинга снизу вверх маркетинг не является вопросом "кто". Маркетинг - это вопрос "что".
Первое, что вам надо решить, "что" за тактику использовать. Другими словами, вам нужно выбрать тактику, которая обеспечит конкурентный ментальный аспект.