Стратегический маркетинг
Слишком энергичное использование рекламы и продаж может вести к манипулятивному, или дикому, маркетингу, пытающемуся скорее свести спрос к требованиям предложения. чем адаптировать предложение к ожиданиям спроса. Во врезке 1.1 приведены примеры коммерческой практики, которую можно охарактеризовать как дикий маркетинг. Излишества дикого маркетинга обусловили рождение противостоящей силы в виде организаций потребителей и в виде законодательства, обеспечивающего защиту юридических прав потребителей.
•
Продажи дефектных или опасных товаров.
•
Преувеличенное акцентирование содержания товара за счет использования яркой упаковки.
•
Скатывание к обману в отношении политики цен и доставки.
•
Переход к таким приемам продвижения, которые эксплуатируют импульсивное поведение покупателя.
•
Реклама, преувеличивающая свойства товара и ожидания, сопряженные с этими свойствами.
•
Реклама, эксплуатирующая боль и обеспокоенность людей.
•
Побуждение людей к избыточному потреблению путем использования мощных методов продаж.
«Дикий маркетинг» разрушителен для компании или товарной марки в долгосрочной перспективе и оказывает действие, противоречащее ее интересам.
Врезка 1.1. Некоторые примеры из практики дикого маркетинга.
1.4.3. Активный маркетинг
Стадия активного маркетинга характеризуется развитием и/или усиление роли стратегического маркетинга. В основе этой эволюции лежат три фактора.
—
Увеличение скорости распространения технологического прогресса.
—
Зрелость рынков и прогрессивное насыщение потребностей базового рынка.
—
Возросшая интернационализация рынков как следствие последовательного устранения барьеров для международной торговли.
Рассмотрим последовательно все три фактора перемен, а также их влияние на маркетинговые функции фирмы.
Технологический прогресс
Одной из важных характеристик периода между планом Маршалла 1947) и созданием ОПЕК (1973) является необыкновенное распространение технологического прогресса, проникшего в эти годы в большинство индустриальных секторов и оказавшего воздействие на них.